Буллинг это длительная агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг — явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Школьный буллинг может быть не только физическим (умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.), но и психологическим (оскорбления, угрозы, преследование, запугивание, дразнение, распространение обидных слухов, обидные жесты или действия, изоляция, вымогательство); повреждение вещей. В настоящее время стал распространен школьный кибербуллинг, когда жертва получает оскорбления в социальных сетях и на мобильный телефон. В буллинге участвуют три стороны. Это агрессоры - булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. Агрессорами могут стать активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву; дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих»; максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте); дети агрессивных родителей из авторитарных семей, дети с низкой учебной мотивацией. Чаще всего жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие физические недостатки, особенности внешности, особенности поведения (замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, имеющие низкую самооценку), высокую школьную тревожность, проблемы с установлением социальных контактов. Признаками того, что ребенка преследуют в школе может быть если он: неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда, возвращается из школы подавленным, часто плачет без очевидной причины, никогда не упоминает никого из одноклассников, очень мало говорит о своей школьной жизни, одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе, может без причины заболеть голова, живот, подняться температура. Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. Булли испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. Наблюдатели травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к булли. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. Чаще всего ребенок очень долго замалчивает ситуацию преследования, и родитель может не знать об этом Если ребенок подвергается буллингу, то очень важно чтобы родители создали позитивную психологическую атмосферу в общении. Родители должны подтвердить, что верят в него и готовы ему помочь. Не стоит подстрекать ребенка на ответную агрессивную реакцию, это может осложнить положение ребенка. В разрешения данной ситуации должны участвовать учителя, психологи, социальные педагоги, родители детей, участников буллинга, сами дети. Этот процесс долгий, но он поможет детям научиться правильно реагировать и действовать в подобных обстоятельствах.