Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие специалистов и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе учитель-логопед большое внимание уделяет сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей Исходя из этого, цель совместной работы учителя — логопеда отделения реабилитации с родителями заключается в формировании активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями. В своей работе с родителями учитель-логопед
Помогает родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, вовлекает семью в образовательный процесс, приобретая теоретические знания, через совместную деятельность родителей, детей и логопеда,
говорит о полезности разумных требований к ребенку, необходимость закрепления, достигнутого на занятиях.
К примеру, если дома с ребенком систематически и правильно проводить артикуляционную гимнастику, то положительные результаты в речевой моторике можно наблюдать быстрее. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Для этого включаем в процесс родителя и рассказываем, как украсить занятие, сделать его интересным. Будем использовать конфету на палочке. «Сладкая зарядка» Упражнения с Чупа-чупсом Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем: — сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд; — удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону; — приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком; — поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа-чупсом «грибок» к небу; — двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз. Упражнение с хлебной палочкой «Держи крепче» Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку, макаронину) на языке языком, на губе на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ и языка. Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые элементы, делятся друг с другом. Такие формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помогают установить между педагогами и родителями доверительные отношения, осознать родителями свою роль в обучении и воспитании ребенка