В ГБУ КО «Боровский ЦСПСД «Гармония» прошел методический семинар «Особенности осуществления социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации детей-инвалидов в условиях социального проекта «Ты не один». На семинаре разговор шел о важности социальной поддержки детей-инвалидов и их семей. Мероприятия по социальной реабилитации ребенка-инвалида должны быть направлены на достижение максимальной бытовой и материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество. Эти задачи должны решаться в рамках социально-средовой реабилитации и социально-бытовой адаптации. Часто родители не дают возможности ребенку освоить те или иные навыки, поскольку не верят в его способности и всячески его оберегают и ограничивают, способствуя тем самым развитию иждивенчества и пассивности. Многочисленные примеры показывают, что ребенок с проблемами здоровья имеет определенный потенциал и при правильной его реализации может значительно облегчить собственную жизнь, а значит и жизнь своих родителей. Для решения этой задачи необходимо давать возможность ребенку пробовать новые виды деятельности и терпеливо ждать пока он их освоит, это будет не так быстро как у здоровых сверстников и возможно, это будет осуществляться не привычным способом, но это будет еще один шаг к будущей самостоятельности. Детский возраст рассчитан природой на формирование новых знаний, навыков и умений и надо этим умело пользоваться. Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов позволяет обучиться ребенку-инвалиду самообслуживанию, а также включает мероприятия по обустройству жилья в соответствии с имеющимися проблемами здоровья. Она направлена на формирование, восстановление или компенсацию у ребенка способностей осуществлять личную гигиену, способности к одеванию и раздеванию, приготовлению и приему пищи, способности пользоваться электрическими и газовыми приборами, определенному выполнению домашних работ, способности передвижения. Это позволяет ребенку научиться обслуживать себя и выполнять посильные домашние обязанности. Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка-инвалида в общество с использованием необходимого набора технических средств реабилитации, обучения пользования ими, созданием доступной среды. Ребенок учится взаимоотношениям со знакомыми и незнакомыми людьми, учится распоряжаться деньгами, посещать магазины, производить покупки, пользоваться транспортом, проводить досуг, заниматься физической культурой и спортом. В 2019 году Центр «Гармония» стал победителем грантового конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с программой «Организация кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития на период занятости их родителей (законных представителей)» «Ты не один». В рамках проекта действуют три подпрограммы. Подпрограмма «Территория полезных навыков» направлена на организацию временного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, на базе дневного отделения филиала ГБУ КО «Боровский ЦСПСД «Гармония» в г. Балабаново, а также в Центре «Гармония» г. Боровска, филиале в г. Ермолино. В дневном отделении для детей дошкольного и младшего школьного возраста организованы игровые зоны, в которых проводятся сюжетно-ролевые игры (парикмахерская, магазин, город, ПДД, дидактическая черепаха, интерактивный стол, тактильно-развивающая панель «Замочки» и т.д.). Для детей среднего и старшего школьного возраста оборудовано пространство для формирования навыков самообслуживания и социально-средовой реабилитации. В период временного присмотра дети приобретут навыки пользования бытовой техникой, столовыми приборами, приготовления простых блюд; санитарно-гигиенические навыки; навыки коммуникации. В игровой форме проводится обучение ориентации в городской инфраструктуре, развитие творческого потенциала и представлений о себе и окружающем мире. В соответствии с разработанными индивидуальными планами предусмотрено обучение пользованию реабилитационным оборудованием (инвалидная коляска, ходунки, опоры для стояния и т.д.). Реализация занятий проводится 1-2 раза в неделю от 1,5 до 3 часов, в зависимости от запроса родителей и плана работы специалиста. Подпрограмма «Дневной дозор» направлена на организацию кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами в домашних условиях. Она направлена на осуществление кратковременного присмотра за ребенком инвалидом в отсутствии родителя. Специалиста знакомят с ребенком-инвалидом, его родителями, особенностями психофизического развития, совместно уточняется запрос по индивидуальной программе реабилитации. Специалист может присматривать за ребенком, осуществлять помощь в приеме пищи, в осуществлении санитарно-гигиенических процедур, поддержке в проведении развивающих занятий, может перемещать ребенка в инвалидной коляске, в том числе осуществлять прогулку на улице. При согласовании возможно обучение игровой, доступной бытовой деятельности; формирование навыков самообслуживания, развитие навыков коммуникации в доступных видах (в том числе с использованием методики PECS). За каждой семьей закрепляется один специалист, это необходимо для установления благожелательного взаимодействия с родителями и ребенком и возможности более квалифицированной помощи. Родители могут воспользоваться «передышкой» для решения социально-бытовых проблем, это будет содействовать улучшению психологического климата в семьях, профилактике эмоционального выгорания родителей, мотивации на активное участие в реабилитационном и абилитационном процессе. Присмотр на дому предполагается 1-2 раза в неделю продолжительностью от 1,5 до 3 часов в зависимости от запроса родителей. Подпрограмма «По семейным обстоятельствам» направлена на обучение родителей способам ухода и методам реабилитации и абилитации детей-инвалидов, создание среды взаимоподдержки и социальной активности родителей, оказание консультационной помощи. В ходе занятий родители приобретут (повысят) навыки общего ухода за детьми инвалидами. Занятия проводятся специалистами Центра «Гармония», врачами, педагогами, психологами и другими привлеченными специалистами в форме встреч, лекций, консультаций. Предусмотрена дистанционная форма проведения занятий Дети-инвалиды это особенные дети, их судьбы складываются очень не просто и поэтому очень важно привить им навыки самостоятельной жизни и активную жизненную позицию!